Когда «Аякс» правил миром: как Луи ван Гал поднял свою империю class="post-template-default single single-post postid-615 single-format-standard theiaPostSlider_body">
Следить в твиттере

БОЛЬШОЕ ЧТИВО

Когда «Аякс» правил миром: как Луи ван Гал поднял свою империю в середине 90-ых

Патрик Клюйверт - Аякс

Вдохновленный Кройфом состав клуба Аякс 70-ых, возможно, был величайшим в его истории, но в начале 90-ых появилось новое золотое поколение, которое сделало Амстердам футбольной столицей Европы во второй раз.

Накануне финала Лиги Чемпионов 1995 – в день зарождения славы ее сына – Лидвина Клюйверт спала спокойно. Ей приснилось, что юный Патрик выходит на замену и забивает победный гол. Сон был настолько ярким, что на следующий день, обнимая его на прощанье, она рассказала его своему сыну. Через несколько часов ее сон сбылся: 18-летний голландец вышел на замену и забил «Милану» победный гол на глазах у 50 000 болельщиков на венском стадионе «Эрнст Хаппель».

На бумаге эта победа казалась такой же маловероятной, как сон Лидвины. В тот вечер средний возраст игроков «Аякса» составлял 23 года, а 13 футболистов из 18 (в том числе Эдгар Давидс, Кларенс Зеедорф и Яри Литманен) еще ходили в школу. «Красно-черные», наоборот, были действующими чемпионами – за год до этого они победили «Барселону» 4-0 и за семь лет забирали кубок трижды.

В их клубе лишь одному игроку было меньше 26 лет, зато дорогих футболистов было хоть отбавляй – тут вам и Марсель Десайи, и Звонимир Бобан, и Джанлуиджи Лентини.

Футбольная утопия

Но больше всего удивило то, как именно состав «Аякса» 95-го года покорил Европу. Они показывали настоящую хореографию на поле. Каждый пас, каждый рывок, каждый удар, каждое движение имели цель и производились на потрясающей скорости. Бесшовное сочетание элегантности и атлетизма ярко выразил в своих словах тренер «Реал Мадрид» Хорхе Вальдано:

«Аякс – это не просто команда 90-ых, они олицетворяют утопию футбола. У них изысканное понимание игры, но при этом есть и физическое превосходство».

Золотые мальчишки «Аякса» свергли аристократию футбола, и никто не мог понять, как им это удалось.

На самом деле клуб просто опережал свое время, как и его глава. Когда Луи ван Гал заменил на посту главного тренера Лео Бенхаккера в сентябре 1991 года, он столкнулся с неодобрением со стороны фанатов и голландской газеты De Telegraaf, которая назвала его «высокомерным» и даже устроила акцию за возвращение в клуб Йохана Кройфа. У этого тогда еще 41-летнего голландца практически не было тренерского опыта, если не считать его трехлетний срок в качестве помощника тренера «Аякса», но он видел клуб и его цели предельно четко.

Философия Луи основывалась на заряженной версии «тотального футбола» — стиля, который ввел легендарный тренер «Аякса» Ринус Михелс. Согласно этой системе, футболист должен был уметь занять любую роль на поле, чтобы все время поддерживать структуру команды. Что касается владения мячом, от них требовали, что они всей командой бросались на противника, чтобы как можно быстрее отобрать мяч.

Аякс и Луи Ван Гаал

Такой стиль требовал техники, тактической сноровки и идеального физического состояния. Лишь самые талантливые и самоотверженные игроки могли процветать в системе Ван Гала, и он был намерен запустить свою футбольную фабрику, чтобы создать целое поколение футболистов с идеальной подготовкой.

Первое, что он сделал, — начал развивать молодых игроков «Аякса». Он создал инновационную компанию из трех человек, чтобы сделать рекрутов клуба более подготовленными, быстрыми и сильными, чем их сверстники.

Он привлек экспертов из разных видов спорта, опыт и знания которых подходили и к футболу.

Психолог Йос Гейзель, методы которого нашли применения в хоккее, придумал тренировку с забегами на дальние дистанции и разработал более короткие забеги, спринты в разные направления и прочие тесты. Тренера по бегу и бывшего баскетболиста Лазло Ямбора наняли, чтобы улучшить технику бега, маневренность и координацию, причем, его мнение было настолько важно, что во время матчей он находился на скамейке запасных. Но больше всего ярких методов в этот амбициозный проект внес как раз-таки третий участник этого трио.

Работай!

В тихом уголке амстердамского бара «Палладий», вдали от группки городских жителей, попивающих свой утренний эспрессо, за ноутбуком сидит Рене Вормхудт. Ван Гал нанял этого коренастого малого с полностью бритой головой на должность тренера по силовой подготовке. До этого Рене три года работал с командой по американскому футболу «Amsterdam Admirals». Он оставался в «Аяксе» до 2012 года, а потом перешел в этой же должности в сборную Нидерландов. На своем экране он смотрит видео плохого качества, на котором знаменитый состав клуба проходит тренировку – задолго до их европейского триумфа.

Футболисты в одинаковых красных футболках, темно-синих шортах и черных кроссовках Nike выполняют прыжки в унисон в спортзале. В следующем видео молодой Эдвин ван дер Сар прыгает боком через пять длинных деревянных ящиков. Через 30 секунд появляется Вормхудт в синих шортах и белой футболке и начинает то, что больше напоминает аэробику под «евро-бит».

Франк Райкард, Рональд и Франк де Бур и остальные из того знаменитого состава послушно выполняют все указания тренера – прыгают влево-вправо, делают выпады, затем разворачиваются на 360 градусов и прихлопывают под музыку, после чего занятие заканчивается более «футбольными» движениями, включая высокие прыжки и набивание воображаемого мяча головой. Воодушевленные крики и «дай пять» завершают тренировку.

«Когда я работал на «Amsterdam Admirals», я заметил, что многие спортсмены в этом виде спорта подходят и для футбола, — говорит Вормхудт. – Когда я пришел в «Аякс», то подумал, что нам пойдут на пользу такие тренировки, поэтому я изобрел так называемую «футбольную аэробику», которую мы исполняли четыре года, чтобы улучшить скорость, подвижность и гибкость».

Футболистам тренировки очень нравились. «Мне кажется, это забавно, — вспоминает Рональд де Бур. – Благодаря этим упражнениям, мы стали более гибкими и быстрыми. Также это улучшило скорость реакции и координацию. Все это отлично вписалось в наши технические тренировки».

Вормхудт также отметил физические преимущества игроков в других видах спорта. «Яри Литманен обладал отличным чувством равновесия, и мы подумали, что, наверное, это благодаря тому, что он занимался и другими видами спорта, — говорит он. – В 14 лет ему пришлось выбирать между хоккеем и футболом. Мы побуждали молодых футболистов заниматься и другими видами спорта и создавали тренировки, которые не были зациклены только на футболе».

Опережая время

Чтобы измерить эффективность каждой тренировки, каждый футболист должен был носить на себе пульсометр. Это были первые шаги «Аякса» в спортивной науке, и их подход противоречил методам той эпохи, когда выносливость считалась основным физическим качеством для достижения топ-уровня.

Это был механический подход к развитию футболистов, и список тактических требований Ван Гала был похож на инструкции. В мире Луи каждый игрок был номером на поле, который должен был исполнять определенный набор задач как с мячом, так и без него. Чтобы сделать это успешно, им нужно было пожертвовать личными желаниями и предпочтениями в угоду команде.

«Футбол – командный вид спорта, и члены команды всегда зависят друг от друга, — говорил он в то время. – Если одни игроки не справляются со своими полевыми задачами, пострадают их товарищи. Это значит, что каждый игрок должен исполнять базовые задачи на максимальном уровне отдачи, а для этого нужна дисциплина».

Эти задачи были разными для каждой позиции. Голкипер должен уметь играть ногами так же хорошо, как руками, чтобы начинать атаки и подпитывать защиту. Вся команда передвигалась в установленном порядке; если один игрок уходил назад, чтобы принять мяч, другой выбегал вперед, к воротам противника. Фланговым полузащитникам давали установку постоянно забегать вперед, чтобы открывать пространство для длинной передачи сзади, а полузащитники в центре всегда должны были оставаться за флангами. Если атаку не удавалось провести с одного фланга, они должны были перевести мяч на другой как можно быстрее. Все это – исходя из расстановки 4-3-3 или 3-4-3.

Чтобы убедиться, что футболисты исполняют его требования, Ван Гал настаивал постоянно репетировать базовые упражнения.

«Мы постоянно подавали мячи к правой ноге, — поясняет Рональд де Бур. – Это стало основополагающим упражнением, чтобы уметь перекладывать мяч с одной ноги на другую как можно быстрее. Также мы отрабатывали наши длинные пасы на более чем 30 метров, чтобы уметь переключить игру на большой скорости».

«Месяца через три мы овладели этими упражнениями действительно хорошо. Помню и другие тренировки, когда мы играли в футбол шесть на три, и команде, в которой было шесть игроков, разрешалось дотрагиваться до мяча только 1-2 раза. Со временем позиционные матчи исполнялись на очень высоком уровне, и когда прибыли новые футболисты, они наблюдали за нами, открыв рты».

Аякс

Тем, кто не справлялся с требованиями Ван Гала, вскоре показывали на дверь. Любимчик болельщиков Ян Ваутерс ушел в «Баварию», проиграв место многообещающему молодому Виму Йонку – всего через год после того, как его назвали голландским «Футболистом года». Индивидуальная гениальность Брайана Роя заставляла болельщиков вскакивать с мест, но его очевидный недостаток футбольной смекалки тренера не впечатлял.

«Я больше не верю в Роя, — сказал он, когда решил продать его «Фодже» в 1992 году. – Я перепробовал с ним все, даже индивидуальные тренировки. Он был не против бегать за команду, но не мог думать за нее. Его было невозможно улучшить».

Ван Гал настроился на создание идеальной команды, образ которой сложился у него в голове. После тусклого начала, которое принесло им 20 очков в первых 16 матчах, его революция начала набирать обороты. В конец его дебютного сезона у руля «Аякса» в 1991/92 гг., клуб финишировал всего в трех очках от «ПСВ» в лиге, но поднял над головой кубок Лиги Европы после победы над «Торино». Команда состояла, в основном, из футболистов академии, но успех не пришел бесплатно, потому его звездных игроков вскоре разобрали богатые клубы Серии А. Деннис Бергкамп и Вим Йонк ушли в «Интер», Джон Ван’т Схип и Марсано Винк перешли в «Геную», а Михел Крек заблистал в «Падова».

Успех местного розлива

Ван Гал был вынужден начинать с нуля. Но в итоге это оказалось даже лучше, потому что он решил поверить в следующее поколение клубных талантов, которые, как он верил, были даже лучше тех, кто ушел. Из пепла одного одаренного состава поднялся другой.

Молодежь «Аякса» три года училась на фабрике талантов Ван Гала, и между ними образовалась нерушимая связь. Конечно, двое из них были родными братьями (де Бур), а Патрик Клюйверт и Эдгар Давидс дружили с детства, так как росли на соседних улицах в Амстердаме. Давидса даже взяли в клуб по личной рекомендации Лидвины – матери Патрика Клюйверта, которая заметила его талант, когда тот играл с ее сыном.

Еще одна звезда – Кларенс Зеедорф – родился в том же регионе Суринама, что и Давидс, а возвращение домой легендарного Франка Райкарда после пяти успешных лет в «Милане» принесло команде нужную смекалку и образ «отца» для молодых футболистов, на которого можно равняться.

Многие из них все еще были похожи на школьников, но умны они были не по годам, а их тренер с удовольствием слушал любые креативные идеи.

На одной тренировке Рональд де Бур предложил позаимствовать движение из баскетбола, известное, как «перехват», чтобы усилить угрозу со стандартов.

Их первый сезон вместе оказался переходным, потому что из Лиги Европы их выбил в четвертьфинале «Осер», а в Эредивизи они финишировали третьими. Но хотя бы они завершили сезон 1992/93 с Кубком Нидерландов, разгромив в финале «Херенвен» 6-2. На следующий год они выиграли свою первую домашнюю лигу за три года, но по-настоящему все усилия Ван Гала дали плоды именно в сезоне 1994/95, когда он купил Нванкво Кану и Финиди Джорджа, которые и были теми недостающими кусочками его, наконец, сложившейся головоломки.

В лиге «Аякс» был непобедим и получил титул – 27 побед, 7 ничьих и ни одного поражения. Они забили аж 106 голов со средним показателем 3.12 за матч.

В Европе вскоре стало понятно, что они готовы произвести фурор. Они дважды победили действующих на тот момент чемпионов – «Милан» — на групповой стадии (2-0 в Амстердаме и 2-0 на «Сан-Сиро»). После первого матча молодые игроки «Аякса» выстроились у раздевалок «Милана», чтобы обменяться футболками со своими героями, но после ответного матча все изменилось.

«Сейчас это кажется неловким, – говорит Рональд де Бур. – Рууд Гуллит предоставил нам доступ к раздевалке гостей, и мы, как малые дети, просили у них футболки, но после ответной встречи этого уже не было!»

Командный дух

Для Франка де Бура это был момент, когда он и его товарищи, наконец, начали верить.

«Что-то произошло в начале того сезона, — рассказывает он. – Между молодыми и более опытными футболистами возникла невероятная химия. В команде просто все получалось, все складывалось. Был прочный костях примерно из десяти игроков, которые могли выходить в стартовом составе, и затем этот костят дополняли 3-4 запасных, которые полностью понимали, что не попадут в стартовый.

Помню, после того как мы победили «Милан», мы все поняли, что нам больше не нужно никого бояться».

Еще одно преимущество – количество игроков, которые могли играть на разных позициях. Давидс, которого Ван Гал прозвал «Питбулем» из-за его цепкости, идеально вписывался в эту «текучую» систему.

«Я начинал, как левый вингер и второй нападающий, как десятка, — говорит Давидс. – Ван Гал решил меня передвинуть. Марк Овермарс начал играть слева, и у него отлично получалось, но он считал, что у меня есть все качества, чтобы играть в центре поля. На левом фланге я был изолирован, но в центре я больше включался в игру».

Пройдя группу без поражений, «Аякс» прошел и «Хайдук» в четвертьфинале (3-0), и «Баварию» в полуфинале (5-2). Эти победы вывели их на «Милан» в третий раз, к радости Ван Гала, который боялся, что им придется играть против «ПСЖ».

«Милан играет, как Аякс, — прокомментировал он. – Они хотят выиграть, а «ПСЖ» сидит в обороне».

У финалистов были те же амбиции, но тогда, в Вене, футболисты этих двух команд отличались друг от друга, как небо и земля. Робкая молодежь «Аякса» смотрела, как звезды «Милана» шли по аэропорту (они приземлились почти одновременно) в сопровождении своих девушек-красавиц.

Фабио Капелло также вынашивал хитрый план застать их голландских оппонентов врасплох. Марселя Десайи, который играл в роли удерживающего полузащитника, приставили к Яри Литманену. Нападающий Даниеле Массаро получил задание не давать Франку де Бура возможности отправлять пасы в центр поля.

Первые 45 минут этот план работал в идеале, и игроки Ван Гала с трудом удерживали мяч в явно нечистом противостоянии.

В перерыве первым высказался Райкард. «Я хочу, чтобы вы быстрее играли с мячом, а некоторые из вас – лучше его удерживали», — сказал он. Вскоре Данни Блинд, Кларенс Зеедорф и Рональд де Бур повздорили. Ван Гал дал им возможность выплеснуть эмоции, а потом сделал основной тактический ход – Райкард сел глубже на 4-5 метров, чтобы иметь возможность давать основные пасы.

Весы начали склоняться на сторону «Аякса».

Аякс_Милан

Через 8 минут после перерыва Кану вышел на замену Зеедорфу, и его скорость заставила Франко Барези и всю оборону «Милана» уходить к краю штрафной. Ощущая растущее господство, Ван Гал решил вывести Клюйверта вместо Литманена после 70-й минуты.

Возможно, это было лучшее решение в его карьере. Пятнадцать минут спустя Овермарс получил мяч на левом фланге и дал пас Райкарду в штрафной. Но этот пас принял Клюйверт, который пронесся мимо Барези и пробил. «Аякс» впервые стал чемпионом Европы с 1973 года.

Время кормежки

Это было удивительное достижение, превратившее большинство игроков в громкие имена. По возвращении в Амстердам Клюйверта сняли на камеру, когда он обнимал маму в аэропорту и плакал – голландская пресса просто обожала этого 18-летнего футболиста. Но уже через несколько дней Ван Гала посетило чувство дежавю, потому что крупнейшие клубы начали охоту за его футболистами.

Особенно их интересовал Литманен, но когда тот подтвердил, что не покинет «Аякс», молодежь тоже решила остаться (за исключением Зеедорфа, который ушел в «Сампдорию»).

Аякс_Ван Гал

Однако «за кулисами» дела в раю шли не так хорошо. Через четыре месяца после того знаменитого вечера Клюйверта признали виновным в ДТП со смертельным исходом; это запятнало его репутацию и привело к депрессии. Финиди Джорджу тоже пришлось справляться с личными проблемами, после того как его брата застрелили в Нигерии.

Но их результаты пока еще замазывали эти трещины – «Аякс» добавил к своему растущему списку триумфов еще и Суперкубок УЕФА.

Решение ехать в Токио на Межконтинентальный кубок (в основном, по финансовым причинам) привело к очередным волнениям в команде и, говорят, стало причиной серьезной травмы, которую Овермарс получил в матче против «Гремио».

Но это не помешало «Аяксу» выиграть кубок и еще один титул. В Европе игрокам Ван Гала аплодировали болельщики «Реал Мадрида» после того, как голландцы обыграли «белых» со счетом 2-0 на Бернабеу. Преодолев «Боруссию» и «Панатинаикос», «Аякс» добрался до финала Лиги Чемпионов во второй раз подряд. На горизонте замаячила небывалая слава, но в тот вечер их ждало поражение.

«Аякс» показал, пожалуй, свою худшую игру за последние два сезона, проиграв «Ювентусу» по пенальти после того, как основное время завершилось со счетом 1-1 в Риме.

Их пузырь лопнул, а выигранное Жан-Марком Босманом дело о трансфере в 1995 году, когда были изменены правила трансфера, оставило «Аякс» в руинах. И Давидс, и Рейзигер заявили, что уходят в «Милан» по свободному трансферу по завершении их контрактов, а Джордж и Кану были проданы в «Реал Бетис» и «Интер», соответственно.

Через год Клюйверт бесплатно перешел в «Барселону» в конце ужаснейшего сезона 1996/97, когда «Аякс» финишировал четвертым в Эредивизи и остался без трофеев. Дни славы остались позади, и помрачневший Ван Гал окончательно потушил эту светлую эпоху, когда заявил о своем решении стать тренером «Барсы». Класс ‘95 ушел на страницы истории.

Ушел, но не забыт.

ПОЧИТАТЬ ЕЩЁ

реклама

БОЛЬШОЕ ЧТИВО